вот что надо было смотреть в Париже.. вот что меня реально впечатляет. 13 квартал по сравнению с этим - фигня: esquire.ru/photo/souvenir-dun-futur
еще немного цитат о пригородах и вообще истории парижа:
townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st...
Большая советская энциклопедия:
enc-dic.com/enc_sovet/Parizh-46123/
Реконструктивные градостроительные мероприятия получили широкий размах в 1853—96, во многом благодаря деятельности Ж. Э. Османа, префекта департамента Сены. Были проложены важнейшие транспортные артерии (например, улица Риволи, ось, составленная бульварами Страсбур, Себастополь и Сен-Мишель), созданы площади с прямыми радиально расходящимися улицами (площадь Республики, 1854—62, и улицы, на неё выходящие), разбиты скверы и лесопарки (Булонский, 1852—58, и Венсеннский, 1859—60, леса). В богатых буржуазных жилых кварталах, находящихся в западной части П., где были также проведены крупные работы по благоустройству (асфальтирование улиц, газовое освещение и т.д.), имеются исключительные по ширине, озеленению и респектабельности зданий улицы. В восточных и северных кварталах, населённых рабочими, ремесленниками и мелкими служащими,— большая скученность населения, много старых зданий, лишённых коммунальных удобств, жилые дома чередуются с промышленными предприятиями.
Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. строительство велось в духе эклектики (театр «Гранд-Опера», см. илл. базилика Сакре-Кёр, начата в 1875, архитектор П. Абади, освящена в 1919) и стиля «Модерн» (входы в метрополитен, около 1900, Э. Гимар, см. илл.; театр Елисейских полей, 1911—13, архитектор О. и Г. Перре). В начале 20 в. интенсивно росли жилые кварталы на окраинах города, строились многие магазины, вокзалы, выставочные здания.
В 1920—30-х гг. строительство перешло в пригороды (жилые комплексы: Ле-Пре-Сен-Жерве, 1929; Пантен, 1930—33; Драней, 1934). После 2-й мировой войны 1939—45, особенно в 1950-е гг., в пригородах П. строятся крупные жилые массивы (Бобиньи, Баньё, Масси-Антони, Сарсель, Баньоле и др.). Всё же гигантское скопление населения на небольшой территории порождает множество сложнейших внутригородских проблем, в том числе острый жилищный кризис. Решению жилищной проблемы мешают ограниченность муниципальных кредитов на жилищное строительство, частная собственность на землю, спекуляция земельными участками, а также сильная изношенность значительной части жилого фонда.
В 60-х — начале 70-х гг. ведётся дальнейшее интенсивное строительство жилых ансамблей на периферии П. (Кретей, Нантерр), обновляются центральные районы П. путём вкрапления в существующую застройку единичных зданий (здание ЮНЕСКО, 1953—57, архитектор М. Л. Брёйер, Б. Зерфюсс, инженер П. Л. Нерви; дом Радио, 1959—63, архитектор Бернар; здание ЦК Французской компартии, 1966—71, бразильский архитектор О. Ни-мейер), комплексно решаются градостроительные проблемы (расположенные за административной границей П. Национальный центр промышленности и техники, 1958, архитектор Б. Зерфюсс, Р. Камело, Ж. де Майи, и новый общественно-деловой центр у площади Дефанс, включающий 20 небоскрёбов, начат в 1964; см. илл.). Вне связи с окружающей застройкой создаются высотный деловой центр Мен-Монпарнас (с 1964, архитектор Э. Бодуэн, Ж. Дюбюиссон, Р. Лопез и др.), жилой и общественный комплекс «Фронт Сены» (с 1965, архитектор Р. Лопез, А. Потье, М. Олле, М. Пру). В результате этого архитектурный облик города частично утрачивает присущую ему цельность и органичность. Главная проблема — сохранение неповторимости П. и ограничение роста города — решается путём постройки городов-спутников и постепенной его децентрализации.
еще немного цитат о пригородах и вообще истории парижа:
townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st...
Большая советская энциклопедия:
enc-dic.com/enc_sovet/Parizh-46123/
Реконструктивные градостроительные мероприятия получили широкий размах в 1853—96, во многом благодаря деятельности Ж. Э. Османа, префекта департамента Сены. Были проложены важнейшие транспортные артерии (например, улица Риволи, ось, составленная бульварами Страсбур, Себастополь и Сен-Мишель), созданы площади с прямыми радиально расходящимися улицами (площадь Республики, 1854—62, и улицы, на неё выходящие), разбиты скверы и лесопарки (Булонский, 1852—58, и Венсеннский, 1859—60, леса). В богатых буржуазных жилых кварталах, находящихся в западной части П., где были также проведены крупные работы по благоустройству (асфальтирование улиц, газовое освещение и т.д.), имеются исключительные по ширине, озеленению и респектабельности зданий улицы. В восточных и северных кварталах, населённых рабочими, ремесленниками и мелкими служащими,— большая скученность населения, много старых зданий, лишённых коммунальных удобств, жилые дома чередуются с промышленными предприятиями.
Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. строительство велось в духе эклектики (театр «Гранд-Опера», см. илл. базилика Сакре-Кёр, начата в 1875, архитектор П. Абади, освящена в 1919) и стиля «Модерн» (входы в метрополитен, около 1900, Э. Гимар, см. илл.; театр Елисейских полей, 1911—13, архитектор О. и Г. Перре). В начале 20 в. интенсивно росли жилые кварталы на окраинах города, строились многие магазины, вокзалы, выставочные здания.
В 1920—30-х гг. строительство перешло в пригороды (жилые комплексы: Ле-Пре-Сен-Жерве, 1929; Пантен, 1930—33; Драней, 1934). После 2-й мировой войны 1939—45, особенно в 1950-е гг., в пригородах П. строятся крупные жилые массивы (Бобиньи, Баньё, Масси-Антони, Сарсель, Баньоле и др.). Всё же гигантское скопление населения на небольшой территории порождает множество сложнейших внутригородских проблем, в том числе острый жилищный кризис. Решению жилищной проблемы мешают ограниченность муниципальных кредитов на жилищное строительство, частная собственность на землю, спекуляция земельными участками, а также сильная изношенность значительной части жилого фонда.
В 60-х — начале 70-х гг. ведётся дальнейшее интенсивное строительство жилых ансамблей на периферии П. (Кретей, Нантерр), обновляются центральные районы П. путём вкрапления в существующую застройку единичных зданий (здание ЮНЕСКО, 1953—57, архитектор М. Л. Брёйер, Б. Зерфюсс, инженер П. Л. Нерви; дом Радио, 1959—63, архитектор Бернар; здание ЦК Французской компартии, 1966—71, бразильский архитектор О. Ни-мейер), комплексно решаются градостроительные проблемы (расположенные за административной границей П. Национальный центр промышленности и техники, 1958, архитектор Б. Зерфюсс, Р. Камело, Ж. де Майи, и новый общественно-деловой центр у площади Дефанс, включающий 20 небоскрёбов, начат в 1964; см. илл.). Вне связи с окружающей застройкой создаются высотный деловой центр Мен-Монпарнас (с 1964, архитектор Э. Бодуэн, Ж. Дюбюиссон, Р. Лопез и др.), жилой и общественный комплекс «Фронт Сены» (с 1965, архитектор Р. Лопез, А. Потье, М. Олле, М. Пру). В результате этого архитектурный облик города частично утрачивает присущую ему цельность и органичность. Главная проблема — сохранение неповторимости П. и ограничение роста города — решается путём постройки городов-спутников и постепенной его децентрализации.