1) Кремль
В 1366—1368 годах, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма.
Во второй половине XV века, при Иване III Великом, началась коренная перестройка Московского Кремля. Первым начали строить новый Успенский собор, ибо старый, построенный Иваном Калитою, к тому времени уже сильно обветшал. Строительство в 1471 году первоначально было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину, однако доведённое до сводов здание рухнуло в 1471 году при землетрясении — «известь была неклеевита, а камень нетвёрд»[7]. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который возвиг к 1479 году существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. В 1484—1486 годах псковскими мастерами была возведена новая Ризоположенская церковь, а в 1484—1489 годах — новый Благовещенский собор на подклете прежнего храма. К тому времени, вслед за Фиораванти, в Москву были приглашены и другие итальянские зодчие.
2) Китай-город - территория от кремля до ст.м.Китай-город
Кита́й-го́род — исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной.
В 1394 году в ожидании нашествия Тамерлана вокруг посада стали спешно рыть ров по линии нынешнего Большого Черкасского-Владимирского-Псковского переулков. На протяжении более чем столетия он был единственной защитой посада. Весной 1534 г. был вырыт новый ров, защищавший уже большую площадь (закончен 20 мая), причем в работе участвовали все москвичи, кроме наиболее знатных и видных.
16 мая 1535 года состоялась торжественная закладка каменной стены, причём первые камни в фундамент заложил митрополит Даниил. Строительством стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил ее по последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на развившуюся артиллерию, что особо бросается в глаза при сравнении с кремлевскими укреплениями: стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты.
3) Белый город - бульварное кольцо
Белый город стал застраиваться в XVI веке. Ближе к концу века вокруг него были прорыт ров и насыпан вал. В пределах этой местности находился загородный двор великого князя, а также усадьбы ряда бояр. Название Старосадского переулка указывает на наличие садов в округе.
Территория Белого города была защищена крепостной стеной по решению правительства, возглавляемого боярином Борисом Годуновым, после того, как прежние деревянные укрепления на земляном валу сгорели при набеге крымских татар в 1571 году. Строительство велось в начале 1590-х годов, точные даты начала и окончания строительства дискуссионны. Строительство возглавил известный зодчий Фёдор Конь.
4) Деревянный город (1592—1593) - садовое кольцо
До XV века территории Земляного города были, вероятно, заселены не густо: деревни с пахотными и луговыми землями (напр., село Сущёво на северо-западе[8] или село Киевец возле нынешнего Хилкова переулка[9]), земельные угодья монастырей (напр., Новинского на том же северо-западе[8]), а также бросовые земли — Козье болото на месте Спиридоньевской ул., песчаные почвы возле современного Арбата и пр. Появление здесь городского люда — первоначально, ремесленного — следует, по-видимому, отнести к концу XIV — началу XV веков, когда за Яузские ворота переселились гончары и кузнецы[8], основавшие первую или одну из первых слобод. Начался слободской период будущего Земляного города: запад — дворцовые слободы, север и восток — ремесленные слободы на «черных землях», облагавшихся податями, вокруг монастырей — слободы монастырские.
До конца XVI века территория Земляного города не входила в городскую черту. Здесь располагались многочисленные села, монастырские земли, позже — ремесленные слободы: дворцовые, черные и владельческие. Возможно, весь Земляной город или его западная часть в те времена носил название Арбат (от арабского: рабад, рабат — предместье, пригород), каковое в нынешние времена сохранилось только за улицами Старый и Новый Арбат.
В состав Москвы Арбат/Земляной город вошел в 1593 году, во время очередной Шведской войны 1590—1595 при царе Фёдоре Иоанновиче, после набега Крымского хана Казы-Гирея II (1591). За год — 1592—1593 — был сооружен земляной вал с деревянными стенами и башнями числом 34, а перед валом устроен ров.
К концу XVIII столетия укрепления обветшали и в 1783 году граф Чернышёв, главнокомандующий Москвы, повелел уничтожить стены и часть башен, превратив тем самым Земляной вал в своего рода променад для москвичей. В войну 1812 г. Земляной город значительной частью выгорел и при послевоенном переустройстве укрепления были уничтожены: вал срыт, а ров — засыпан (1816—1830 годы). Владельцев домов, стоявших вдоль образовавшейся улицы, обязали разводить сады на прирезанных от бывшего вала участках[1]. Возникла Садовая улица.
На 1796 год около 4/5 домов в Земляном городе — деревянные, с садом или палисадником. Мостовые отсутствуют, за исключением главных радиальных улиц, часть из которых вымощена бревнами. Но настоящий строительный бум начинается в 1860-х годах, после отмены крепостного права и с началом бурного развития капиталистического хозяйства. Земляной город застраивается 4-х, 6-и этажными доходными домами[4][8] и домами состоятельных предпринимателей.
liveinmsk.ru/up/photos/album/ph/moscow.gif
5) Камер-Коллежский вал - условная трешка
земляная насыпь со рвом и заставами, а затем кольцо улиц в Москве, следующее за Садовым кольцом. Периметр кольца — 37 км. Учреждён в 1742 году как таможенная граница Москвы.
С конца XVIII века — фактическая, с 1806 — официальная полицейская граница города.
В 1754 году внутриимперская таможня была отменена, но на валу сохранены полицейские посты внутреннего паспортного контроля. После чумы 1771 года за кольцо валов были выведены городские кладбища, а похороны в черте города — запрещены. С 1864 года кольцо валов стало границей между территориями города, управляемыми Московской городской думой, и загородными землями, управляемыми земством. Неспособность земства обеспечить минимальный полицейский надзор за преступностью привела к криминализации посёлков, возникших сразу за кольцом валов (Марьина Роща, Хапиловка, Благуша и др.).
Заставы на валу были ликвидированы в 1852 году, а срыли вал во второй половине XIX века.[1]
upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/4/4d/18...
6) Окружная ЖД
Следующее — пятое кольцо — было создано Окружной железной дорогой. Строительство шло с 1903 по 1908г. Длина этого кольца Москвы, на плане похожего скорее на замкнутую петлю, сильно вытянутую к северо-западу, составляет уже 54 километра. И хотя Окружная железная дорога была границей Москвы практически весь советский период ее истории, она не оставила после себя никаких топонимических следов.
Был границей города с 1909 и до 1935. Вот карта 1939г: www.ljplus.ru/img4/b/e/bertuchi/Moscow_1939.jpg
7) МКАД - с 1960 г
Проектирование кольцевой дороги началось[4] в 1937 году, в 1939 году трасса была вынесена и закреплена на местности, а в 1940 году специалисты института «Союздорпроект» завершили составление проектного задания на строительство МКАД, но начать строительство помешала Великая Отечественная война.
До середины 50-х годов покрытие дороги было грунтовым. Реконструкция дороги началась в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт для движения 22 ноября 1960 года. Движение по всему кольцу открыто 5 ноября 1962 года. Кольцо представляло собой 2 проезжие части (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой «зелёной» полосой (с высокими бордюрами и травяным покрытием).
В 1990—1991 году полотно дороги было немного расширено за счёт разделительной полосы — четырёхметрового газона. Это позволило сделать более широкими две существующие полосы и добавить широкую обочину. Из-за этого в начале 1990-х на дороге часто случались аварии, большую часть которых составляли лобовые столкновения и наезды на пешеходов. Ежегодно на МКАД погибало более двухсот человек и более тысячи получало увечья. МКАД в прессе называли «дорогой смерти».[6][1] Пропускная способность трассы была практически полностью исчерпана; скорость потока автомобилей составляла 35—40 км/ч, в часы пик возникали заторы в движении[7]. Необходимость реконструкции была очевидна.
Реконструкция МКАД до современного состояния была проведена в 1995-1999 гг.
п.с: бонус, как изменялись границы москвы: www.retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=2178
В 1366—1368 годах, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма.
Во второй половине XV века, при Иване III Великом, началась коренная перестройка Московского Кремля. Первым начали строить новый Успенский собор, ибо старый, построенный Иваном Калитою, к тому времени уже сильно обветшал. Строительство в 1471 году первоначально было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину, однако доведённое до сводов здание рухнуло в 1471 году при землетрясении — «известь была неклеевита, а камень нетвёрд»[7]. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который возвиг к 1479 году существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. В 1484—1486 годах псковскими мастерами была возведена новая Ризоположенская церковь, а в 1484—1489 годах — новый Благовещенский собор на подклете прежнего храма. К тому времени, вслед за Фиораванти, в Москву были приглашены и другие итальянские зодчие.
2) Китай-город - территория от кремля до ст.м.Китай-город
Кита́й-го́род — исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной.
В 1394 году в ожидании нашествия Тамерлана вокруг посада стали спешно рыть ров по линии нынешнего Большого Черкасского-Владимирского-Псковского переулков. На протяжении более чем столетия он был единственной защитой посада. Весной 1534 г. был вырыт новый ров, защищавший уже большую площадь (закончен 20 мая), причем в работе участвовали все москвичи, кроме наиболее знатных и видных.
16 мая 1535 года состоялась торжественная закладка каменной стены, причём первые камни в фундамент заложил митрополит Даниил. Строительством стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил ее по последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на развившуюся артиллерию, что особо бросается в глаза при сравнении с кремлевскими укреплениями: стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты.
3) Белый город - бульварное кольцо
Белый город стал застраиваться в XVI веке. Ближе к концу века вокруг него были прорыт ров и насыпан вал. В пределах этой местности находился загородный двор великого князя, а также усадьбы ряда бояр. Название Старосадского переулка указывает на наличие садов в округе.
Территория Белого города была защищена крепостной стеной по решению правительства, возглавляемого боярином Борисом Годуновым, после того, как прежние деревянные укрепления на земляном валу сгорели при набеге крымских татар в 1571 году. Строительство велось в начале 1590-х годов, точные даты начала и окончания строительства дискуссионны. Строительство возглавил известный зодчий Фёдор Конь.
4) Деревянный город (1592—1593) - садовое кольцо
До XV века территории Земляного города были, вероятно, заселены не густо: деревни с пахотными и луговыми землями (напр., село Сущёво на северо-западе[8] или село Киевец возле нынешнего Хилкова переулка[9]), земельные угодья монастырей (напр., Новинского на том же северо-западе[8]), а также бросовые земли — Козье болото на месте Спиридоньевской ул., песчаные почвы возле современного Арбата и пр. Появление здесь городского люда — первоначально, ремесленного — следует, по-видимому, отнести к концу XIV — началу XV веков, когда за Яузские ворота переселились гончары и кузнецы[8], основавшие первую или одну из первых слобод. Начался слободской период будущего Земляного города: запад — дворцовые слободы, север и восток — ремесленные слободы на «черных землях», облагавшихся податями, вокруг монастырей — слободы монастырские.
До конца XVI века территория Земляного города не входила в городскую черту. Здесь располагались многочисленные села, монастырские земли, позже — ремесленные слободы: дворцовые, черные и владельческие. Возможно, весь Земляной город или его западная часть в те времена носил название Арбат (от арабского: рабад, рабат — предместье, пригород), каковое в нынешние времена сохранилось только за улицами Старый и Новый Арбат.
В состав Москвы Арбат/Земляной город вошел в 1593 году, во время очередной Шведской войны 1590—1595 при царе Фёдоре Иоанновиче, после набега Крымского хана Казы-Гирея II (1591). За год — 1592—1593 — был сооружен земляной вал с деревянными стенами и башнями числом 34, а перед валом устроен ров.
К концу XVIII столетия укрепления обветшали и в 1783 году граф Чернышёв, главнокомандующий Москвы, повелел уничтожить стены и часть башен, превратив тем самым Земляной вал в своего рода променад для москвичей. В войну 1812 г. Земляной город значительной частью выгорел и при послевоенном переустройстве укрепления были уничтожены: вал срыт, а ров — засыпан (1816—1830 годы). Владельцев домов, стоявших вдоль образовавшейся улицы, обязали разводить сады на прирезанных от бывшего вала участках[1]. Возникла Садовая улица.
На 1796 год около 4/5 домов в Земляном городе — деревянные, с садом или палисадником. Мостовые отсутствуют, за исключением главных радиальных улиц, часть из которых вымощена бревнами. Но настоящий строительный бум начинается в 1860-х годах, после отмены крепостного права и с началом бурного развития капиталистического хозяйства. Земляной город застраивается 4-х, 6-и этажными доходными домами[4][8] и домами состоятельных предпринимателей.
liveinmsk.ru/up/photos/album/ph/moscow.gif
5) Камер-Коллежский вал - условная трешка
земляная насыпь со рвом и заставами, а затем кольцо улиц в Москве, следующее за Садовым кольцом. Периметр кольца — 37 км. Учреждён в 1742 году как таможенная граница Москвы.
С конца XVIII века — фактическая, с 1806 — официальная полицейская граница города.
В 1754 году внутриимперская таможня была отменена, но на валу сохранены полицейские посты внутреннего паспортного контроля. После чумы 1771 года за кольцо валов были выведены городские кладбища, а похороны в черте города — запрещены. С 1864 года кольцо валов стало границей между территориями города, управляемыми Московской городской думой, и загородными землями, управляемыми земством. Неспособность земства обеспечить минимальный полицейский надзор за преступностью привела к криминализации посёлков, возникших сразу за кольцом валов (Марьина Роща, Хапиловка, Благуша и др.).
Заставы на валу были ликвидированы в 1852 году, а срыли вал во второй половине XIX века.[1]
upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/4/4d/18...
6) Окружная ЖД
Следующее — пятое кольцо — было создано Окружной железной дорогой. Строительство шло с 1903 по 1908г. Длина этого кольца Москвы, на плане похожего скорее на замкнутую петлю, сильно вытянутую к северо-западу, составляет уже 54 километра. И хотя Окружная железная дорога была границей Москвы практически весь советский период ее истории, она не оставила после себя никаких топонимических следов.
Был границей города с 1909 и до 1935. Вот карта 1939г: www.ljplus.ru/img4/b/e/bertuchi/Moscow_1939.jpg
7) МКАД - с 1960 г
Проектирование кольцевой дороги началось[4] в 1937 году, в 1939 году трасса была вынесена и закреплена на местности, а в 1940 году специалисты института «Союздорпроект» завершили составление проектного задания на строительство МКАД, но начать строительство помешала Великая Отечественная война.
До середины 50-х годов покрытие дороги было грунтовым. Реконструкция дороги началась в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт для движения 22 ноября 1960 года. Движение по всему кольцу открыто 5 ноября 1962 года. Кольцо представляло собой 2 проезжие части (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой «зелёной» полосой (с высокими бордюрами и травяным покрытием).
В 1990—1991 году полотно дороги было немного расширено за счёт разделительной полосы — четырёхметрового газона. Это позволило сделать более широкими две существующие полосы и добавить широкую обочину. Из-за этого в начале 1990-х на дороге часто случались аварии, большую часть которых составляли лобовые столкновения и наезды на пешеходов. Ежегодно на МКАД погибало более двухсот человек и более тысячи получало увечья. МКАД в прессе называли «дорогой смерти».[6][1] Пропускная способность трассы была практически полностью исчерпана; скорость потока автомобилей составляла 35—40 км/ч, в часы пик возникали заторы в движении[7]. Необходимость реконструкции была очевидна.
Реконструкция МКАД до современного состояния была проведена в 1995-1999 гг.
п.с: бонус, как изменялись границы москвы: www.retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=2178