www.rbc.ru/opinions/society/02/12/2015/565eb946...

Тем, кто считал, что страна оказалась в изоляции, задавали вопрос: беспокоит ли вас международная изоляция России? Удивительно, но 39% респондентов ответили, что их это не волнует. Бесстрашных больше среди мужчин и молодых людей. Интересно, что презрение к изоляции высказали 50% малообразованных, 40% малоимущих, но лишь 36% высокообразованных и 29% зажиточных. Самый высокий уровень обеспокоенности международной изоляцией выразили руководящие работники, предприниматели, а также студенты (7–8 человек из каждых десяти). Образованные люди тяготятся создавшейся ситуацией и хотели бы найти выход из нее.

Глубинные исследования подтверждают: да, россиянам хотелось бы вернуться к состоянию, которое латиняне называли status quo ante bellum, к положению, какое было до войны. Хотелось бы, но не совсем. Потому что Крым должен оставаться нашим. Присоединение Крыма к России продолжают поддерживать 82% респондентов. Этот показатель еще устойчивее, чем рейтинг Путина (который сейчас составляет 85%). В некоторых слоях до четверти респондентов говорили, что присоединение Крыма принесло в целом России больше вреда, чем пользы, но абсолютное большинство (в среднем 59%) считают наоборот.

Все россияне отчасти желали бы снятия санкций. Стремиться к этому предлагают 30% всех взрослых жителей страны. Но 58% говорят: «России нужно настраиваться жить в условиях санкций».


Выяснилось, что свобода передвижения для таких людей это очень важная свобода. Они тоже не видят плохого в том, чтобы быть в изоляции от наших врагов, но не до такой степени, чтобы отказывать себе в возможности ездить по свету, а при удачном стечении обстоятельств отправить детей учиться в европейскую страну.

Когда было принято решение ограничить полеты в Египет, Турция стала рассматриваться как возможное «курортозамещение». Когда же и Турция стала под запретом, начался открытый ропот. Да, турки сбили наш самолет и это невозможно простить, но политика политикой, а отдыхать-то где-то надо. Если санкции против европейских продуктов воспринимались без недовольства, то санкции против турецких товаров, особенно фруктов, многие восприняли негативно. Впервые за последнее время можно зафиксировать недовольство тем, что политику государство переносит на вполне аполитичные и ни в чем не виноватые продукты питания. То, что эти санкции есть именно политическое решение, что качество продуктов тут ни при чем, тоже стали обсуждать впервые за два последних года.