ТВ-права всего европейского футбола в 2016-17 принесут около 11,4 млрд евро. Это топ-20 лиг (включая Россию) и еврокубки. Больше всех зарабатывает АПЛ, 4 млрд евро или 37%. 2 млрд евро получает УЕФА (ЛЧ+ЛЕ), это 18%, в два раза меньше. 15% (1,7 млрд) остается за Ла Лигой. Далее с 10% (1,1 млрд) идет Серия А и по 7% приходится на Бундеслигу (800 млн) и французскую Лигу 1 (770 млн). Порядка 680 млн евро или 6% от пирога делят между собой остальные лиги. Если смотреть цену за матч, то одна игра АПЛ обходится в 10,5 млн евро, еврокубки в 6 млн, испанская лига стоит 4,4 млн за матч, а итальянцы 3 млн. Европа при этом ожидаемо является "центром футбольного мира", она генерирует 78% от всех мировых медиа-прав на футбол (~14,6 млрд евро). А также 30% от всех спортивных медиа-прав вообще (~ 37,7 млрд евро).

Основой у бол-ва чемпионатов является именно "домашний рынок". 6,7 млрд евро европейские лиги (топ-20) зарабатывают "у себя дома", это более 71%. Еврокубки мы тут не учитываем. Англия получает в Британии 60% выручки, а Испания генерирует "дома" 61%. Это единственные страны ниже "линии тренда", то есть интерес к лигам которых в мире выше среднего. Но даже они получают из-за рубежа менее 50%, а ведь это страна против "всего остального мира". Так что основа бизнеса - всегда национальный рынок. Это полезно помнить, когда вам кто-нибудь будет вешать на уши лапшу азиатские рынки и прочее. Хотя мировые продажи играют важную роль, конечно. Все же треть выручки - это не 2%. И тут дела не у всех идут одинаково хорошо. Германия дома получает 78%, но это скорее результат низких общих продаж, в 2016-17 у Бундеслиги всего лишь 4-е место, она зарабатывает примерно столько же, сколько чемпионат Франции. А вот у Франции дела совсем плохи, они дома получают аж 96% выручки, это ну очень высокий показатель. Италия находится на 84%, не очень хорошая цифра. И вообще у Серии А большие проблемы намечаются.

Если смотреть по регионам, то АПЛ получает 250 млн евро в год от Америк (все полушарие), 754 млн от Европы, Африки и Ближнего Востока (как бы до Пакистана) и 584 млн - Азия и Океания (от Пакистана до Японии). Ла Лига получает 203 млн, 284 млн и 124 млн. Италия: 50 млн, 118 млн, 38 млн. Германия: 30 млн, 96 млн, 17 млн. Франция: 5,5 млн, 22 млн, 5 млн. При этом активный рост показывают права Примеры и Бундеслиги, они выросли за последний цикл на 177 и 146% соответственно. АПЛ выросла на 64%, но ей тяжело расти в процентах, очень высокая "база". Лига 1 прибавила 61%, а вот Серия А - лишь 49%. Итальянцы рискуют сильно уступать испанцам и немцам к 2019-му, ведь у них и на внутреннем рынке ситуация непростая. Там Медиасет уже судится с французской Vivendi, которая должна была стать их партнером и купить долю в платном канале "Медиасет Премиум". Но французов отпугнули значительные операционные убытки этого предприятия. И непонятно теперь найдутся ли средства у одного из ключевых игроков на итальянском телевизионном рынке даже для сохранения стоимости прав на футбол после нынешнего цикла, не говоря уже о росте.
Всего на международных продажах европейские лиги заработали 2,6 млрд евро. 1,6 млрд из этого, более 61% заработала АПЛ. Ла Лига заработала еще 611 млн(24%). Получается, что на английско-испанскую долю приходится более 85% всех международных продаж европейского футбола (без еврокубков, напомню).

А с турнирами УЕФА ситуация следующая. 1,96 млрд зарабатывает Ассоциация на медиа правах. 159 млн в Америках, 1,673 млрд в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. 131 млн приносит Азия. Зона Европы тут без конкуренции, на нее приходится более 85% выручки. Интересно, что американский рынок приносит УЕФА больше, чем азиатский. Вообще, прибавка прав 2015-2018 в Америках составила 109%, максимальный показатель для УЕФА. В среднем, права цикла 2015-2018 выросли в цене на 40%.Права в Азии выросли на 59%. "Тормозом" роста является для УЕФА Европа. Причин две: это высокая база и охват аудитории. В других странах УЕФА может продавать права по максимальной цене. Но в Европе она вынуждена думать и взвешивать, что лучше: продать дороже кабельному каналу или дешевле общедоступному. Ведь многие спонсоры УЕФА заинтересованы именно в локальных рынках, соответственно, они хотят, чтобы аудитории были максимальными. Поэтому в Европе УЕФА часто жертвует телевизионным доходом, чтобы сохранить коммерческий.

Из "топ-стран" лишь в Британии высокий рост, 104%. Почти эксклюзивно благодаря агрессивности BT Sport (часть глобальных бизнес-процессов, я про это расскажу в блоге уже). Там как раз УЕФА не смогла отказаться от такого щедрого предложения и продала эксклюзивные права платному каналу. На 37% выросли права на еврокубки в Италии, 33% - Испания, 30% - Франция и всего 18% - Германия.

@темы: Спорт